- Как и в какой момент возникла идея построить собственный бизнес — это были ещё мечты студента, или желание оформилось уже позже?
- Конечно, у меня, как у студента, не было мечты уехать в Дубай и начать там бизнес. В Украине я был студентом, который учился хорошо, но для себя, а не с целью получить одни пятерки. Правда, что именно делать «для себя» в то время ещё было не совсем ясно. Уже позже, в Швейцарии, модель учебы совпала с моим личным подходом к ней, и я получал отличные оценки за то, что мне самому же и было интересно учить. Я всегда чем-то был занят, всегда где-то зарабатывал, у меня было много разных бизнес-идей на уме. Но именно CharterClick стала той, которую по стечению разных обстоятельств я начал воплощать в жизнь. Я бы сказал, что опыт полученный ранее, перерос в эту идею.
- Каким образом? Идея ведь вряд ли пришла «вдруг» и «сверху».
- Конечно не «вдруг». Но к моменту начала этого дела, я уже понимал, как должен выглядеть конечный продукт. Я много работал с онлайн турагентствами в гостиницах, изучил как они работают, и применил эти знания к чартерам яхт. Конечно, по мере нашего роста продукт эволюционировал и дорабатывался, но основная идея ни капли не изменилась с первого дня.
- Почему именно Дубай – бизнес изначально планировался за пределами Украины? Если да, то почему?
- На момент основания CharterClick, я уже находился в ОАЭ больше двух лет. Тут я и познакомился с индустрией аренды яхт и увидел возможность. Рынок ОАЭ развивается очень быстро, настолько, что некоторые отрасли просто-напросто не успевают за новыми трендами. Я думаю, что сейчас никому в Украине не надо объяснять почему бизнес должен быть хорошо представлен онлайн. Но однажды я сам пытался забронировать лодку в Дубае в интернете и узнал, что сервисов, через которые это можно сделать, просто нет. Я позвонил в несколько десятков местных компаний, чтобы узнать почему, и в итоге мне самому пришлось им рассказывать, почему они должны быть доступны для бронирований через интернет. Вот тут у меня в голове связались быстро развивающийся рынок ОАЭ, совершенно не развитая в сети индустрия чартера яхт, мировые онлайн-тренды и отсутствие похожих сервисов.
- Тогда как вы оказались в Дубае за два года до этого, и чем занимались?
- Я приехал в Дубай в 2014 году после получения МВА в BHMS Business & Hotel Management School в Швейцарии. Искал интересные места, где я бы хотел побывать и поработать — отправлял резюме в Сингапур, Токио и Дубай. Здесь получил работу в течение недели после первого собеседования и решил уже не ждать ответов от остальных потенциальных работодателей. После двух лет работы в гостиничном деле я увидел возможность, о который уже рассказал, и начал воплощать идею в жизнь – нашел двух единомышленников, с которыми разделил обязанности, и началась работа. Регистрация бизнеса тут очень простая и быстрая, государство не ставит тебе «палки в колеса», а наоборот помогает. В течение нескольких месяцев я занимался планированием всего процесса, подготовкой прототипов, дизайном продукта, логикой бронирования и многими другими вещами, так как было очень важно начать правильно. Когда мы только начинали привлекать в сервис поставщиков, владельцев лодок, у нас не было готового продукта – только картинки того, как он будет выглядеть. Нам приходилось объяснять преимущества работы с онлайн-платформой, которой еще не существовало, так что первые месяцы были сложными. Все поменялось, как только мы начали генерировать продажи и про нас начали говорить клиенты. Теперь поставщики приходят к нам сами.